Госдума готовит ко второму чтению новый вариант закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Обновить его необходимо из-за принятого закона о политических партиях. Но кроме "партийных" изменений авторы законопроекта из ЦИК ввели и много новых норм. Среди них есть экзотические типа возможностей поставить подпись в поддержку кандидата вместо кого-то на основе нотариальной доверенности и очень важные, которые чрезмерно усиливают влияние Центризбиркома
Поучительна сама история закона о гарантиях. Первый его вариант появился в декабре 1994 года. За полгода до этого Россия вместе с сотней других государств приняла Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов. Этот документ мало известен. Дело в единственной фразе Декларации, которую более семи лет не хотят заметить ни законодатели, ни правоприменитель - Центризбирком: "Государство должно обеспечить честный подсчет голосов".
Хотя с 1994 года закон о гарантиях увеличился в объеме в семь раз, в его новой редакции места для этой нормы не нашлось. Более того, в законе подразумевается нечто противоположное: возможность в присутствии наблюдателей (правда, лишенных права наблюдать) объявить итогами голосования числа, сколь угодно далекие от действительных. Раньше эта глава закона называлась "Организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей...". Теперь название стало намного торжественней: "Гарантии прав граждан при организации и осуществлении голосования, подсчете голосов...". Как показывает сравнение текстов действующего и будущего законов, гарантий правильности подсчета голосов убавилось. Если раньше наблюдателя на избирательный участок могло послать любое общественное объединение, то теперь - только зарегистрированное на уровне, соответствующем уровню выборов или на более высоком.
Даже если член комиссии будет пойман за руку при фальсификации итогов голосования, к ответственности его можно привлечь только с согласия прокурора субъекта федерации. А оно, понятно, будет зависеть от того, в чью пользу были сделаны фальсификации. Раньше фальсификаторов итогов голосования закон защищал только на период проведения выборов, теперь - постоянно. Если прокурор считает, что приписки голосов были сделаны "в правильном направлении", то фальсификаторам ничего не грозит.
В законе красноречивы не только его новинки, но и сохранение в неприкосновенности тех норм, что позволяли безнаказанно фальсифицировать итоги голосования. Острую критику этих норм авторы из ЦИК предпочли не заметить. Еще бы. Ведь перед каждыми выборами Центризбирком выпускает методические материалы для участковых комиссий в виде учебных фильмов и рабочих блокнотов члена участковой комиссии. В них ненавязчиво подсказывается, как организовать подсчет голосов, чтобы его правильность нельзя было проверить. Наблюдателей предлагается разместить как можно дальше от стола, где подсчитываются бюллетени. Наблюдателям предписывается смотреть лишь на увеличенную форму протокола, в которую вносятся объявляемые результаты голосования.
Процедура подсчета голосов в законе по-прежнему не описана. Говорится лишь, что подсчитанные неизвестно по какой процедуре голоса заносятся в увеличенную форму протокола. Об обязательности или хотя бы о возможности взаимного контроля правильности подсчета голосов со стороны других членов комиссии закон умалчивает. Права проверить, соответствуют они реальности или нет, закон никому не предоставляет, даже председателю комиссии.
Для фальсификации не надо ни вбрасывать лишние бюллетени, ни подделывать подписи, хотя и для этих способов закон предоставляет широкие возможности. Можно при подсчете голосов нужному кандидату приписать лишнюю сотню голосов, а у ненужных кандидатов эту же сотню (или даже больше) вычесть. Никакие контрольные соотношения (так и не описанные в законе) эту фальсификацию не заметят. Именно такой фальсификации ненавязчиво учит учебный фильм для участковых комиссий, выпущенный Центризбиркомом в 2000 году.
При желании законодатели могли бы описать процедуру честного подсчета голосов. Главное в ней - последовательный, пачка за пачкой, демонстрационный подсчет бюллетеней, поданных за каждого кандидата, с обязательным перекладыванием бюллетеней по одному на глазах у всех членов комиссии и наблюдателей. Сейчас же повсеместно проводится параллельный подсчет одновременно пачек бюллетеней многих кандидатов и без перекладывания бюллетеней, а лишь с отгибанием уголков. При таком способе даже честно считающий бюллетени член комиссии не может быть уверен, что в этой пачке лежат бюллетени, поданные именно за этого кандидата.
По-прежнему закон обходит молчанием вопрос, какой из протоколов (в случае противоречий) имеет большую юридическую силу: тот, что составлялся на глазах у наблюдателей и чьи копии были предоставлены наблюдателям, или тот, что оказался в территориальной комиссии, но был составлен в отсутствие наблюдателей. Сейчас у суда есть возможность обвинить наблюдателей в намеренной или непреднамеренной ошибке при составлении копии протокола и отдать предпочтение сфальсифицированному протоколу.
Если отойти от темы фальсификации и посмотреть на закон в целом, следует признать, что он существенно дополняет нашу Конституцию принципом "Все равны, но некоторые равнее". В статье 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от принадлежности к общественным объединениям. Партия - тоже общественное объединение, но которому, видимо, соблюдать Конституцию необязательно. Партийный кандидат, в отличие от беспартийного, имеет право баллотироваться сразу по двум округам. В партийную половину парламента народ выдвигать кандидатов не вправе. При голосовании народ не имеет права оценивать кандидатов из партсписков персонально. Ему доверено голосовать лишь за значок партии. С отрицательным мнением избирателей партия имеет право не считаться. Даже если 50% избирателей проголосуют против всех партсписков, кандидаты партии, получившей всего 3% голосов, имеют право получить мандаты. Беспартийному кандидату-одномандатнику в этих же условиях требовалось бы получить 51% голосов! Если разделить эти числа, можно получить численное выражение нашего "конституционного равенства".
Как известно, в Конституции не предусмотрено, что кто-то может лишать народ права на выдвижение кандидатов и на право выбора их. Этот пробел и восполняет новый закон о гарантиях избирательных прав граждан. Во-первых, он гарантирует, что право на выдвижение кандидата у народа будет утрачено ровно наполовину. Сравните. Партия в 10 тысяч человек имеет право выдвинуть 225 кандидатов в партийную половину Госдумы. В эту полупалату партлордов 100 миллионов беспартийного люда не имеют права выдвинуть ни одного кандидата. Статья 19 Конституции о равенстве граждан отдыхает... В смешанной половине Госдумы, куда народу еще разрешается выдвигать кандидатов, народ и партии выступают на равных. Партия в 10 тысяч человек имеет право предложить кандидатов на 225 мест. И 100-миллионный народ - тоже. Это же своеобразное понимание равенства прав граждан (права выдвижения кандидата) независимо от их партийности закон планирует спустить вниз, на уровень представительных органов власти субъектов федерации.
Пока еще беспартийные граждане и партийные товарищи голосуют на равных - каждый получает по одному бюллетеню. Но в новой редакции это еще не поздно поправить. Закон хочет еще иметь право поправить народ, если он ошибся в выдвижении кандидатов. Потому что если в бюллетене будут оставаться только приемлемые для власти кандидаты, то опасность того, что народ сделает неправильный выбор, существенно уменьшается. Для альтернативности кандидатов можно разбавить псевдокандидатами (на расклад голосов не влияющими).
Для этого в закон вводится новый вид наказания - лишение права баллотироваться. Избирательным комиссиям дается право отменять регистрацию кандидата, тем самым лишать гражданина конституционного права быть избранным. Оснований для такой отмены, по новому закону, становится все больше и больше. Остается тихо радоваться, что о праве лишить неугодного избирателя права голосовать речь пока не идет.
|